Как научить ребенка убирать за собой

Как научить ребёнка убирать за собой игрушки

Игрушки, лежащие тут и там, постоянно попадаются под ногами машинки и детали конструктора – картина, известная всем родителям. Она способна умилять первое время, но, после того, как папа подвернет ногу, наступив на поезд, а мама уколет пятку об автомат грозного бойца, наступает момент приучения чада к порядку, чтобы он начал убирать свои игрушки.

 

Современные дети и игрушки

Нынешние детища имеют в арсенале богатое количество всевозможных игрушек, на любой вкус и интерес: машинки, куклы, герои мультфильмов, роботы, самолеты, железные дороги с поездами и конструкторы, из которых можно выстроить целые города.

Дети войны не помнят такого изобилия, их любимыми развлечениями были игры с куклами, сделанными из соломы во время сенокоса и раскрашенными собственноручно или старенькая бабушка при помощи уголька.

Чуть позже, появились промышленные игрушки, не отличающиеся разнообразием, яркостью и красотой. Эти куклы радовали добротностью, машины прочностью, но их было мало. Дети имели несколько игрушек (никак не больше десятка), которые ценились, никогда не валялись под ногами.

Сегодняшние родители стремятся дать ребенку как можно больше, чтобы не обделить его, чтобы малыш не отличался от сверстников. Сегодня, считается, что малютка, не приносящий ежедневно в детский сад разнообразные куклы и машинки, — это ребенок, не любимый, ущемляемый родителями, потому что последние не потакают каждому его желанию.

Поэтому игрушки приобретаются не только по особым случаям, на день рождения или на Новый год, но и просто так. Магазинов, на полках которых продаются игрушки, очень много. В продуктовых супермаркетах много отделов, на полках которых лежит масса разнообразных игрушек, на любой вкус и кошелёк.

Такое положение приводит к перенасыщению детей развлечениями, заставляет их переставать ценить эти пластиковые или резиновые объекты, бросая их в том месте, где закончилась игра.

 

Сколько игрушек нужно малышу?

Ответить на этот вопрос сложно, даже практикующий психолог или опытная мама, не всегда могут определиться с числом развлекательных предметов в жизни ребенка. Существует мнение, что количество игрушек должно возрастать пропорционально возрасту малыша, к которому прибавлена единица. Однако представить себе трехлетнего карапуза, играющего лишь мячом, плюшевым медведем и одной машинкой, очень сложно.

Приобретение большого количества однотипных игрушек – не та цель, к которой следует стремиться. Чтобы ребенок полноценно рос и развивался в игре, ему необходимы предметы, отвечающие таким требованиям:

  • отличающиеся по виду и назначению;
  • безопасные в использования;
  • соответствующие ребёнку по его возрасту и уровню развития как психического, так и физического.

Чаще всего малыш занимается не всей сотней игрушек,обитающие в его комнате, а 5-6 экземплярами, необходимыми ему в конкретной игре. Другие дети, наоборот, получив новую вещь, занимаются только с нею, всюду таская её за собой. Но, спустя 3-4 дня забывают о любимом друге и требуют приобретения новой игрушки.

 

Суть проблемы разбросанных игрушек

Дети, вступая в процесс игры, быстро переключают свое внимание с одного объекта на другой, бросив то, чем занимались полчаса назад в месте, где была окончена игра. Спустя час-два такого времяпрепровождения, вся квартира оказывается усеянной разнообразными предметами, не только в детской, но и в ванной комнате, кухне или коридоре, везде, где малыш проводил свое время.

Самостоятельно игра ребенка умиляет родителей, многие из них, дождавшись этого знаменательного момента (когда чадо не ходит по пятам, и не требует отцов и матерей поиграть с ним), не просят малыша убирать за собой.

Родители чаще всего совершают 2 распространенные ошибки:

  1. Самостоятельно складывают игрушки (потому что так быстрее и не нужно заставлять ребенка).
  2. Принуждают дитя угрозами складывать собственное имущество, наказывая его за неповиновение.

Родителям приятно видеть собственное чадо отзывчивым и послушным. С возраста в 1 год, малыш способен откликаться на родительские просьбы, с радостью относя грязное белье в стиральную машинку или подавая маме любимую книжку для прочтения. Тогда и наступает время приучения малыша к правилу: поиграл – собери то, что ты разбросал. Если эту просьбу адресовать годовалому ребёнку он вряд ли откажется, но стоит начинать делать это с 3 лет, малыш может попробовать обозначить границы возможного и не согласится убирать за собой. Причем сделано это будет только ради интереса, чтобы посмотреть на реакцию родителей.

малыш играет и убирает за собой

 

Правила, которых следует придерживаться

  1. Собственный пример: дети никогда не будут складывать по местам личные игрушки, если мама или папа, не убирают свои вещи туда, где они постоянно хранятся (развешивают одежду на стульях, бросают носки на полу или продукты на кухонном столе).
  2. Настойчивость: следует донести до ребенка, что убирать придется. Не стоит откладывать это мероприятие на потом, позволяя ему сначала отправиться гулять на улицу или съесть сладости.
  3. Регулярность: приучать ребенка к уборке за собой следует ежедневно. Неправильно сегодня заставлять складывать игрушки на место, а на другой день сделать это самостоятельно потому, что нужно справиться качественно и быстро.
  4. Отсутствие ругани: насилие сводит на нет, даже большое желание ребёнка убрать за собой и помочь родителям.

 

Как заставить малыша наводить порядок после своих игр?

Перед тем как начать приучение малыша к уборке за собой, следует настроиться на положительный лад. Хорошее настроение ребёнка – это залог удачи предстоящего мероприятия.

Чтобы процесс уборки шёл веселее, следует взять на заметку важные правила

Создайте «домики» для всякого вида игрушек. Интереснее убираться, да и после, находить любимых героев, если каждый из них лежит в отдельном месте. В магазинах можно приобрести ёмкие контейнеры, ящики и специальные мешки, отличающиеся безопасностью, легкостью, удобством и яркой раскраской. Эти предметы оживят интерьер детской комнаты и значительно облегчат уборку.

Карапузу будет проще разбираться с сортировкой игрушечных предметов, если каждый контейнер обозначить веселой картинкой, на которой будет изображено то, что в нём хранится. Для кукол можно создать настоящий картонный домик из коробки, в стенах которой прорезаются симпатичные окна. Складывать в такое хранилище кукол будет интереснее, нежели просто запихивать их в пакет или шкаф. Ребенок, будет воспринимать процесс уборки продолжением игры и сам не заметит, как научится аккуратности. Кроме того, процесс сортировки любимых предметов даст многое в деле развития малыша.

Мама, быстро и неаккуратно скидывающая все игрушки в одну коробку вряд ли будет примером для малыша и привьет ему образец аккуратного обращения с собственными вещами.

Уборка в стиле «кто быстрее». Этот вид наведения порядка обязательно придется по душе шаловливому карапузу, любящему побаловаться. Его предпочтительнее применить, если требуется срочное наведение порядка. Можно поставить 2 одинаковые ёмкости и разделить пространство, уборки на равные части. После соответствующей команды нужно складывать все игрушки с вверенной территории в коробки, кто быстрее справиться с поставленной задачей, тот и станет победителем, получающим приятный сюрприз!

Увлекательная развивающая игра. Неплохо происходит приучение детей к порядку посредством такой хитрости: мама дает малышу задание сложить сначала все металлические, после небольшие, потом красные, затем мягкие предметы. С помощью постановки таких задач, малютка освоит признаки предметов и, незаметно для себя, наведет в комнате полный порядок.

Наведение чистоты в виде увлекательной истории. Дети хотят играть, этим желанием стоит воспользоваться и превратить скучную уборку в настоящее приключение. Пусть сын станет супергероем, роботом или солдатом, пришедшим в этот мир для устранения из него непорядка. А дочь, можно нарядить в милую фею, одним взмахом волшебной палочки, перемещающая все вещи на их законное место.

Поезд по перевозке игрушек. Другая интересная задача предполагает наличие большого самосвала, в который ребенок должен складывать свои вещи и перевозить их из одной точки в другую. Он постепенно переместит все игрушки к пункту их постоянной дислокации, не прерывая увлекательной игры. Вместо машины подойдет поезд или другой транспорт. Если порядок наводит девочка, стоит поиграть в магазин самообслуживания, где она будет выбирать нужные ей предметы, складывать их в тележку и отвозить по местам. Причем, маленькая помощница может выступать покупателем, выбирающим товар или продавцом, раскладывающим ассортимент магазина на полках.

Важная церемония. Все дети консервативны, их трудно накормить новым блюдом или уложить спать без соблюдения определенного ритуала. В деле уборки игрушек тоже можно создать собственный сценарий. Такая церемония должна быть связана с наступлением определенного события, к примеру, кукол следует убрать перед тем, как их хозяйка отправится обедать. Им нужно обязательно спеть небольшую, но очень милую колыбельную.

Рассказ увлекательной истории про обиженных игрушек. Малышам проще объяснить обыденные вещи, если обличить их в виде фантастической истории. Следует придумать и рассказать легенду о том, что игрушки, вовремя не убранные на место, способны обижаться и исчезать, попадая в другую страну. Можно убрать одну из любимых, но разбросанных игрушек малыша, а в ответ на расспросы, напомнить о легенде. Вернуть вещь, конечно же, придется, спустя некоторое время, когда малыш совместно с мамой напишет письмо с просьбой к любимому герою вернуться назад и обещанием всегда убирать её на место.

Обязательная уборка игрушек после прекращения занятия с ними. Нелишним будет приучать ребёнка убирать за собой те игрушки, которыми он уже не занимается. К примеру, малыш катал паровозик, на построенной им железной дороге, но спустя полчаса передумал и выбрал другое занятие. Нужно предложить ему сначала уложить железную дорогу и только потом доставать иное.

 

Важные хитрости приучения малыша к уборке

Чтобы помочь ребенку в освоении новых для навыков, следует отнестись к нему, как к взрослому. Это правило касается и уборки.

Приучать малыша к порядку можно, если у него будет собственная комната или уголок, где он является полноправным хозяином. Следует объяснить крохе, что наличие такого места – это не только возможность делать там, что вздумается, но и обязанность поддерживать в нем чистоту и порядок.

На собственном примере, следует показывать ребенку, как мама наводит чистоту в гардеробной, а папа убирается на компьютерном столе. В первое время, с уборкой (особенно сложными её частями) ребенку нужно помогать. Но не следует стремиться сделать все за сына или дочь, постепенно важно делегировать им всё более сложные задачи (пусть даже их выполнение не будет идеальным), приучая к самостоятельности.

Стоит контролировать количество игрушек, которые находятся у малыша в свободном доступе. Проще навести порядок в комнате, в которой двадцать игрушек, нежели в той, где их больше сотни. Дитя вряд ли будет использовать для игры все предметы, чаще дети вытряхивают все из коробок просто по привычке, стремясь найти из большого ассортимента что-то интересное.

Поэтому важно периодически перебирать «сокровища» малыша, пряча те из них, которые в настоящее время используются редко. Такие экземпляры можно сложить в пакеты и убрать на верхние полки шкафов, чтобы потом, спустя время, достать их (предварительно запрятав те, которыми ребенок играл). Такая смена предметов обязательно порадует малыша, за 2-3 недели ребёнок может и забыть, какие куклы, машины и солдатики у него были, и воспринять их в качестве новых.

Папа должен помогать в воспитании

 

Как будет проходить процесс приучения к уборке?

Родители, принявшие решение приучить свое чадо к чистоте, должны обязательно соблюдать правила:

  1. Не спешить, ожидая появления мгновенных положительных результатов. Ребенок не станет убирать игрушки после первого урока, для закрепления нового навыка, весь путь придется одолеть 3–4 раза. Однако каждый следующий шаг будет проходить проще, и потребует не столько помощи от родителей, сколько бережного направления энергии малыша в нужное русло.
  2. Правильно выбирать период для приучения к порядку. Если мучить ребенка, заставляя его убираться в то время, когда он голоден, устал, жаждет отправиться на прогулку или хочет спать, вряд ли получится добиться положительных результатов.
  3. Не принуждать ребёнка к уборке и не кричать на него, мотивируя это тем, что так будет лучше. Наличие у взрослых людей физической силы не дает им права диктовать малышу задачи, лучше объяснять все ласково и спокойно. Сказанное таким образом, быстрее будет воспринято детскими ушами.
  4. Не поощрять малыша к проведению уборки, даря ему за это сладости или новые игрушки. Если сначала такой путь может и сработать, то после, вряд ли, создав для родителей новые проблемы.
  5. Учитывать возраст ребенка: не требовать очень многого от дитя 4-6 лет, заставляя его наводить идеальный порядок. А школьника уже можно и нужно научить уборке не только игрушек, но и личных вещей (складывая самостоятельно одежду на полках).
  6. Не делать из уборки принудительного ритуала, продуктивнее назвать этот процесс веселой игрой, к которой ребенок будет стремиться.

 

Другие полезные советы

В ходе приучения малышей к порядку следует обратить внимание на важные моменты, которые позволят провести этот процесс безболезненно для малыша, сохранив родительские нервы.

Полезные советы:

  • начинать приучение к порядку с раннего детства, когда ребенок будет способен выполнить это задание;
  • регулировать количество игрушек, находящихся в свободном доступе, своевременно избавляясь от поломанных экземпляров;
  • хвалить малыша за любую выполненную работу, даже сделанную не идеально, но с видимым старанием;
  • поддерживать карапуза в его желании помочь, не отвлекаясь на мелочи вроде разбитых чашек или поломанных игрушек, которые чадо старательно запихивало в ящик;
  • не ругать и не наказывать чадо за неудачи;
  • запастись терпением, снова и снова объясняя малышу основы уборки;
  • действовать неторопливо, сначала помогая маленькому в наведении порядка, постепенно делая всё меньше и перекладывая выполнение основной задачи на его плечи;
  • не приучать к материальным поощрениям, лучшей наградой для ребятёнка за наведение чистоты должна оставаться родительская похвала.

Главная задача родителей – приучение ребенка к чистоте, порядку и дисциплине. Чтобы этот процесс прошел безболезненно, важно оставаться последовательным и терпеливым. Узнайте также эффективную методику обучения ребёнка выговаривать букву Р.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *